ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Ссылки на примеры открытых учебных заданий по естественно-научной грамотности
1) Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru: открытые материалы по исследованию PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html
Эти задания ориентированы на 15-летних школьников, можно использовать для 8-10-классников
2) Портал ФГБНУ «ИСРО РАО» (материалы Федерального мониторинга функциональной грамотности) http://www.instrao.ru/
Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» Естественнонаучная грамотность http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/estestvennonauchnayagramotnost.php
3) Сайт ГАОУ ДПО МЦКО https://mcko.ru/ В разделе «Полезные ссылки» на стартовой странице сноска «Компьютерные диагностики» http://demo.mcko.ru/test/ В свободном доступе демонстрационные версии диагностических работ МЦКО. Можно использовать: диагностики функциональной естественнонаучной и математической грамотности (МПН-4 – для 4 класса, МПН-8 – для 4 класса).
Примеры открытых учебных заданий по математической грамотности
Вы можете использовать «полезные» ссылки по мере прохождения данного курса ПК, а также в работе
1) Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО http://www.centeroko.ru: открытые материалы по исследованию PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018.html
Эти задания ориентированы на 15-летних школьников, можно использовать для 8-10-классников
Математическая грамотность http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
2) Портал ФГБНУ «ИСРО РАО» (материалы Федерального мониторинга функциональной грамотности) http://www.instrao.ru/
Раздел проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/